Меню Рубрики

Интонационные ударения в русском языке

Евгений Степанищев

Я тут на днях вынужден был сильно удивиться, узнав, что некоторые люди не знают о существовании интонационного ударения. Я о нём узнал в школе, на обычном уроке русского языка и считал частью школьной программы, а вот поди ж.

Интонационное ударение ставится, чтобы указать место, где в речи мы выделили бы слово интонацией. В стихотворении Лермонтова о Бородине есть строчки:

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Фраза «рука бойцов колоть устала» ушла в народ и её, не зная контекста, можно прочитать двояко: чья-то рука устала колоть бойцов («рука бойцо́в колоть устала»), либо у бойцов рука устала колоть («рука́ бойцов колоть устала»).

В скобках у меня как раз интонационное ударение, от обычного оно отличается не графически, а местом использования. Если перед вами не словарь и не детская книжка и на обычном слове стоит ударение в привычном месте, то оно интонационное.

Помимо устранения неоднозначностей, подобных вышеописанному, интонационное ударение так же используется для усиления: нейтральное «что я сказал?» можно усилить до «что́ я сказал?», а в нём сместить акцент: «что я́ сказал?», «что я сказа́л?».

Вопрос 13. Ударение и интонация.

Ударение – это выделение определённого звукового отрезка с помощью тех или иных фонетических средств. Ударный слог может выделяться тремя основными способами.

1. Ударный слог может выделяться большей силой. Такое ударение называется силовым (динамическим). Оно представлено, например, в английском, немецком, французском языках.

2. Ударный слог может выделяться повышением или понижением тона. Такое ударение называется музыкальным. Оно представлено, например, в китайском, японском, корейском языках.

3. Ударный слог может выделяться длительностью. Такое ударение называется количественным (квантитативным). Например, в индонезийском языке. В чистом виде количественное ударение встречается редко, чаще оно сочетается с силовым или музыкальным (то есть ударный слог выделяется одновременно по двум признакам).

В русском языке ударение является квантитативно-динамическим: ударный слог выделяется и большей силой, и большей длительностью.

В зависимости от места ударения в слове различаются языки со связанным ударением и языки со свободным ударением. В языках со связанным ударением ударение во всех словах падает на определённый слог. Так, в польском языке ударение всегда на предпоследнем слоге, во французском – на последнем слоге. В языках со свободным ударением ударение может находиться на разных слогах (например, русский язык).

Применительно к языкам со свободным ударением различаются подвижное и неподвижное ударение. Слово имеет неподвижное ударение, если при склонении или спряжении ударение остаётся на одном и том же слоге. Например, книга – книги. Слово имеет подвижное ударение, если при склонении или спряжении ударение перемещается. Например, рука – руку.

Обычно последний такт фразы выделяется более сильным ударением. Такое ударение называется фразовым. Более сильным ударением может выделяться также наиболее важное в смысловом отношении слово фразы. Например: Вы́ меня спрашивали? Вы меня́ спрашивали? Такое ударение называется логическим.

Ударение выполняет в языке ряд функций.

1. Ударение обеспечивает целостность слова, выделяет его в потоке речи.

2. В языках со свободным ударением ударение может выполнять функцию различения слов-омографов: за́мок – замо́к.

3. Подвижное ударение помогает различать разные грамматические формы одного и того же слова: о́кна – окна́.

Интонация – совокупность фонетических средств организации устной речи. К числу средств интонации принадлежат повышение и понижение тона, усиление и ослабление громкости, ускорение и замедление темпа речи. Интонация выполняет в речи важные функции. С помощью интонации различаются разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные), выражаются смысловые и синтаксические отношения между членами предложения, создаётся эмоциональная окрашенность фразы.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Интонация в русском языке — ДИКТОРЫ.com

Интонация в рус ск ом языке. Логические паузы, ударения, знаки пре пи нания. Недостатки интонирования.

Слова пишутся отд ел ьно, а произносятся вместе. Однако не сплошным по то ком. С помощью пауз мы разъединяем речевой по то к на отдельные фразы и мелкие внутренне фр азо вые интонационно-смысловые единства — синтагмы, или так на зы ваемые языковые звенья.

Паузы, отделяющие фразу от ф ра зы и синтагму от синтагмы, называются У Даля логика — наука здравомыслия, наука правильно рассуждать; умословие.’, width: 180>);» >логическими паузами. В аж но правильно определить ме с то логических пауз в середине фразы. Не ум естные паузы делают непонятной мысль, могут даже изв ра тить её. Трудно воспринимается мысль при на л ичии лишних пауз. Слова, тесно связаны между собой гра мм атически и по содержанию, составляют одно язы ков ое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно с л ово. Продолжительность логических пауз опред е ляется степенью связи между языковыми звеньями и ме ж ду фразами, степенью завершённости мысли. Чем ме нь ше связь, тем пауза длительнее. Паузы м еж ду фразами длиннее пауз в середине фразы. Разн ы ми они могут быть и между языковыми звеньями. Правильное оп р еделение соотношения продолжительности л о гических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться есте ст венной интонации диктора.

Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каж д ой фразе, как и в каждом языковом звене, есть ва ж нейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из д ру гих слов определёнными средствами: замедлением произ н есения, усилением голоса, изменением выс о ты голоса (повышением или понижением), паузой пе ре д словом (а иногда и после него). В осн ов ном используем одновременно несколько способов. Такое выд еле ние слов называется логическим ударением. В ка ж дой языковом звене выделяется логическим уда ре нием, как правило, одно слово. Итак, сколько во ф ра зе языковых звеньев, столько и логических уд а рений, но одно из них всегда выступает основным. Назы в ается оно фразовым.

Главное слово в предложении яв ля ется смысловым центром, отражает отношение гов оря щего к предмету, к событию. Умение выд ел ять ударные слова делает интонацию понятной. Такая р е чь легко воспринимается слушателями. Прежде в се го нужно научиться снимать ударения с ост аль ных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в пре дл ожении.

Проделайте упражне н ие под названием «Спор«. Допустим, вы спорите с другом о только что про сл ушанной речи диктора.

— Его речь сильно захватила всех слушателей, — говорите вы.
Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — переспраш и вает он, выражая крайнее недоумение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — отвечаете вы, отста и вая своё мнение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — опять пере спр ашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — сто ит е вы на своём.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — не унима е тся спорщик.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — утвержд а ете вы. И так далее.

Каждый раз повторяя ф ра зу в том же порядке слов, выделяйте только одно — г ла вное слово, а со всех остальных слов учитесь сн им ать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выд ел ить главное слово путём некоторого растяжения его и пон иж ения голоса. Понижение голоса на уда рн ом слове придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от с озн ания правоты. Понижение голоса на г ла вном слове — это характерный признак мелодики русской интонации. Пони ж ение тона начинается со слога в ударном сл о ве, где бы оно ни стояло: в начале, се ре дине, или конце фразы.

Пример: Велика сила слова диктора.

Понижение голоса в этой фразе нач ина ется с первого слова (с третьего слога «ка»), далее все слова идут вниз.

Наша мелодия речи волноо бра зная. Русской интонации характерна восхо д яще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэ то му начинать говорить нужно в сред не м тоне, чтобы иметь возможность повышать, разв и вая смысл длинного предложения, и пон иж ать тон голоса на точке.
Надо также учитывать, что в з ву чащей речи после ударного слова, особенно ес ли оно стоит ближе к началу предложения, резко падает гр ом кость голоса и часто бывает не слышен ко н ец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за т ог о, что энергия отдана главному сл о гу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяж е нии всего предложения, чтобы подд ер живалась ровность силы звука и после уда рн ых слов.

Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни , | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.
Р. Роллан.

Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена .

В середине второго предложения нет знака пр еп инания, но читается оно с двумя логич е скими паузами, которые членят предл ож ения на три языковых звена. В первом звене л о гично отмечено слово воробьи, во втором — жасмина, в тр е тьем — семена. Основное (фразовое) ударение прих од ится на слово семена.

Возьмите кого-нибудь себе в помощ н ики, кто смог бы проконтролировать интон а цинное развитие, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. С я дьте к нему спиной, чтобы он вас не ви де л и читайте текст . Контролёру легче поймать в аш и ошибки.

Говорим мы не ровным тоном. Голос то повы ша ется, то понижается. Восхо д ящая мелодия речи сопровождает те синт аг мы, в которых развивается мысль, а нисходящая — в ко то рых она завершается. Такое изменение высоты тона наз ыв ается логической мелодией. Основу её составляют логич е ские ударения и паузы. Они создают соответ ст вующий ритм, а также мелодию разви ти я и мелодию завершённости интонации.

Нужно заботиться не только о лог и ке фразы, но и всего устного выступления. Ф ра зы связываются таким образом, чтобы следующая фраза до по лняла или объясняла мнению п ре дыдущей. Их следует группировать в логически завершённые части, в кот о рых нужно выделять самую главную ф раз у. Наиболее выпукло должна прозвучать главная мы с ль диктора. Этого можно достичь только р ас положением менее важных мыслей на заднем плане. Такая пер ед ача мысли в её развитии посредством с вя зи следующего с предыдущим и правильного соотн ош ения главного и второстепенного наз ыв ается логической перспективой.


[spoiler title=»источники:»]

http://lektsii.com/1-101739.html

http://diktory.com/intonacia.html

[/spoiler]

Читайте также:

  1. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  2. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  3. IV. Разделительный вопрос (Distinctive Question)
  4. Quot;Крестьянский вопрос» в первой половине XIX века.
  5. А) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
  6. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  7. Акцентологические нормы – умение правильно ставить ударение.
  8. Анализ вопроса
  9. Б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
  10. Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции