Меню Рубрики

Глагольные словосочетания и их разбор

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор

Отличительные признаки

Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.

А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.

Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:

  • Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
  • Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
  • Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.

Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.

Выявление в предложении

Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».

Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.

Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.

Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.

Проведение анализа

Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».

Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).

Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.

Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.

Типология и примеры

Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.

В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.

Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.

Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.

Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».

А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.

Значение конструкций

Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:

  • Править королевством (узнает место действия).
  • Править строго (особенность действия, характеристику).
  • Править временно (время действия).

Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.

Особенности преподавания

В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.

«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.

В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:

  1. Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
  2. От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
  3. В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
  4. Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
  5. Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.

Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.


[spoiler title=»источники:»]

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

http://nauka.club/russkiy-yazyk/glagolnye-slovosochetaniya.html

[/spoiler]

Популярные записи

Предлагать помощь это словосочетание
Словосочетания с орфограммой раст ращ рос
Озлобить ударение правило какое
Стихотворение на английском языке для 1 класса i have a read
Составьте словосочетания с глаголами определите переходные или непереходные глаголы
Перевод словосочетания and goes
Перевод eros ramazzotti un cuore con le ali
Перевод денег с payeer на карту сбербанка
Ветер склонение и ударение
Ударение на слове васаби
Замените словосочетание танец матросов построенное на основе управления
Повесить нос словосочетание или нет
Замените словосочетание презрительно глядел построенное на основе управления синонимичным
Составить и записать предложение со словосочетанием быстро шагали
Где нибудь во дворе словосочетание
Стафф перевод с английского
Сообщение по английскому языку на тему как я провел лето
Бурфи ударение в слове
Поставить ударение надолго добела
Перевод the mission royal hunt