Прочтите термины и определите ударение, обращая внимание на длительность предпоследнего слога.
Читайте также:
II. Определитель
А)Определители 2-го,3-го и п-го порядков (определения и из св-ва). б)Теорема Лапласа о разложении определителя по элементам строки или столбца.
Аррек с недоумением и злостью смотрел на Рику, на то, с каким наслаждением он принимает от этих двоих их сомнительное внимание и не менее сомнительную любовь.
Валовой прирост свиней составил 945т. Площадь пашни 2639га. Определите производство продукции свиноводства на 100га пашни.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав
Модуль I. . Введение в анатомо-гистологическую терминологию занятие 1 — 2 Тема: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение
ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМО-ГИСТОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ
ТЕМА: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать латинский алфавит, правила чтения букв и буквосочетаний, правила постановки ударения;
· уметь читать латинские термины в соответствии с алфавитом и правилами произношения букв;
· владеть навыками чтения латинских терминов с расстановкой ударения.
Вопросы для рассмотрения:
1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.
2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки?
3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое?
4. Как произносятся согласные звуки?
5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti?
6. Как произносятся буквосочетания с «h» ch, ph, th, rh?
7. Как ведется счет слогов в латинских словах?
8. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий?
9. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий?
10. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударение?
11. Когда второй слог считается долгим (перечислите все случаи)?
12. Когда второй слог считается кратким (перечислите все случаи)?
13. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила?
14. Каким знаком обозначается долгота слога?
15. Каким знаком обозначается краткость слога?
Основные понятия темы: гласные согласные звуки, дифтонги, буквосочетания, диграфы, слог долгий, слог краткий.
1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.
2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск
3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1.Заучите следующие слова в словарной форме:
ala, ae f — крыло
bursa, ае f — сумка
costa, ае f — ребро
crista, ае f — гребень, гребешок
fibŭla, ае f — малоберцовая кость
linea, ае f — линия
lingua, ае f — язык
scapŭla, ae f — лопатка
tibia, ae f — большеберцовая кость
vertĕbra, ae f — позвонок
angǔlus, i m угол
cavum, i n полость
cerĕbrum, i n большой головной мозг
collum, i n шея, шейка
dorsum, i n спина, тыльная сторона
ligamentum, i n связка
palātum, i n нёбо
radius, i m лучевая кость
septum, i n перегородка
tubercǔlum, i n бугорок
basis, is f основание
canālis, is m канал
caput, ĭtis n голова, головка
cartilāgo, ĭnis f хрящ
corpus, ŏris n тело
dens, dentis m зуб
radix, īcis f корень, корешок
arcus, us m дуга
genu, us m колено
processus, us m отросток
sinus, us m синус, пазуха
Задание 2.Прочитайте анатомические термины.
А. Glándula lacrimális
Súlcus palatínus májor
Appéndix fibrósa hépatis
Línea nuchális supérior
Árcus dúctus thorácici
Artéria cáudae pancréatis
Artériae nutríciae húmeri
Básis óssis sácri
Canális palatínus májor
Básis cránii extérna
Aponeurósis músculi bicípitis bráchii
Arachnoídea máter craniális
Árbor vítae cerebélli
Árcus cartiláginis cricoídeae
Ánulus inguinális superficiális
Artéria caecális antérior
Большая нёбная борозда
Волокнистый отросток печени
Водопровод среднего мозга
Верхняя выйная линия
Дуга грудного протока
Хвостовая панкреатическая артерия
Общий желчный проток
Артерии, питающие плечевую кость
Большой нёбный канал
Наружное основание черепа
Пирамида (каменистая часть)
Апоневроз двуглавой мышцы плеча
Паутинная оболочка головного мозга
Древо жизни мозжечка
Дуга перстневидного хряща
Поверхностное паховое кольцо
Передняя слепокишечная артерия
Задание 3.Определите долготу или краткость предпоследнего слога, поставьте ударение в словах, объясните.
Invia est in medicīna via sine lingua Latīna.–Непроходимпутьвмедицинебезлатинскогоязыка.
Primum noli nocēre.– Прежде всего – не навреди.
Medicus amicus et servus aegrotum.– Врач – друг и слуга (помощник) больных.
ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя существительное.Структура терминов с несогласованным определением.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать основные грамматические категории имени существительного в латинском языке, используемые в анатомической номенклатуре;
· знать словарную форму имени существительного;
· уметь строить анатомические термины с несогласованным определением;
· владеть навыками определения рода и склонения существительных, приемами перевода с русского языка на латинский и с латинского языка на русский многословных анатомических терминов, состоящих из существительных.
Вопросы для рассмотрения:
1. Какие грамматические категории имеет латинское существительное?
2. Сколько родов в латинском языке? Какие?
3. Сколько чисел имеет латинское существительное?
4. Какие падежи имеет латинское существительное?
5. Сколько склонений в латинском языке?
6. Как определить склонение существительного?
7. Как определить род существительного?
8. Что входит в словарную форму латинских существительных?
9. Как определить основу существительного?
10. Какие окончания имеют существительные I, II, III, IV, V склонений в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа?
11. Что такое «определяемое слово»?
12. Что такое «несогласованное определение»?
13. Какова последовательность построения терминов с несогласованным определением?
Основные понятия темы: имя существительное, грамматические категории: род, число, падеж, склонение, определяемое слово, несогласованное определение.
1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.
2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск
3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1.Заучите следующие слова в словарной форме:
Существительные I склонения:
concha, ae f раковина
fossa, ae f ямка
fovea, ae f ямка
glandǔla, ae f железа
incisūra, ае f вырезка
mandibǔla, ае f нижняя челюсть
maxĭlla, ae f верхняя челюсть
palpĕbra, ае f веко
sutūra, ae f шов
vesīca, ae f пузырь
Существительные II склонения:
atrium, i n предсердие
cranium, i n череп
digĭtus, i m палец
ganglion, i n узел (нервный)
huměrus, i m плечевая кость
muscǔlus, i m мышца
nervus, i m нерв
ramus, i m ветвь
sulcus, i т борозда
utĕrus, i m матка
Существительные III склонения:
apex, ĭcis m верхушка
articulatio, ōnis f сустав, соединение
cavĭtas, atis f полость
cervix, īcis f шея, шейка
crus, cruris n ножка; голень
forāmen, ĭnis n отверстие
os, ossis n кость
pes, pedis m стопа
Существительные IV склонения:
cornu, us n рог, рожок
ductus, us m проток
manus, us f кисть
meātus, us m проход, ход
plexus, us m сплетение
Существительные V склонения:
facies, ēi f поверхность, лицо
Задание 2.Проанализируйте структуру терминов, переведите:
ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Структура терминов с согласованным определением.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать особенности употребления прилагательных в анатомических терминах; знать правила образования сравнительной и превосходной степени прилагательных в латинском языке;
· уметь согласовывать прилагательные с существительными;
· владеть навыками перевода с русского языка на латинский и с латинского языка на русский многословных анатомических терминов, с согласованным определением в положительной, сравнительной и превосходной степени.
Вопросы для рассмотрения:
1. Какие грамматические категории имеет латинское прилагательное?
2. На какие группы делятся прилагательные в положительной степени?
3. Какие прилагательные относятся к первой группе?
4. Что входит в словарную форму прилагательных первой группы?
5. Как склоняются прилагательные первой группы?
6. Какие прилагательные относятся ко второй группе положительной степени?
7. На какие подгруппы делится вторая группа и по какому признаку?
8. Что входит в словарную форму прилагательных с тремя родовыми окончаниями?
9. С двумя родовыми окончаниями? С одним родовым окончанием?
10. В чем особенность словарной формы прилагательных с одним родовым окончанием?
11. Как склоняются прилагательные второй группы?
12. Как образуется сравнительная степень прилагательных?
13. Что входит в словарную форму прилагательных в сравнительной степени?
14. Как склоняются прилагательные в сравнительной степени?
15. Как образуется превосходная степень прилагательных?
16. Что входит в словарную форму прилагательных превосходной степени?
17. Как склоняются прилагательные в превосходной степени?
18. Какую роль выполняют прилагательные в многословных анатомических терминах?
19. Что такое «согласованное определение»?
20. Как согласовывается прилагательное с существительным? Приведите схему
построения двухсловного термина с согласованным определением.
Основные понятия темы: имя прилагательное, грамматические категории: род, число, падеж, склонение, степени сравнения, согласованное определение.
1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.
2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск
3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1.Заучите следующие слова в словарной форме:
Прилагательные I группы:
cavus, a, um – полый
dexter, tra, trum – правый
gastrĭcus, a, um – желудочный
externus, a, um – наружный
internus, a, um – внутренний
longus, a, um – длинный
mucōsus, a, um – слизистый
optĭcus, a, um – зрительный
palatīnus, a, um – нёбный
pterygoideus, a, um – крыловидный
sinister, tra, trum – левый
transversus, a, um – поперечный
urinarius, a, um – мочевой
Прилагательные II группы:
articulāris, e – суставной
biliāris, e – желчный
cerebrālis, e – мозговой
costālis, e – реберный
dorsālis, e – спинной, тыльный
frontālis, e – лобный
lacrimālis, e – слезный
laterālis, e – боковой
occipitālis, e – затылочный
pulmonālis, e – легочный
sacrālis, e – крестцовый
simplex, ĭcis – простой
superficiālis, e – поверхностный
teres, ětis – круглый
vertebrālis, e – позвоночный
Прилагательные сравнительной степени
anterior, ius — передний
posterior, ius — задний
superior, ius — верхний
inferior, ius — нижний
maior, ius — большой
minor, us — малый
NB! Перечисленные прилагательные имеют ту особенность, что на русский язык они переводятся положительной степенью.
Заучите степени сравнения следующих прилагательных:
magnus, a, um – большой
parvus, a, um – маленький
Задание 2.Согласуйте прилагательное с существительными:
нёбный (отросток, кость, борозда);
позвоночный (отверстие, канал, гребень);
поперечный (синус, линия, связка);
лобный (шов, угол, бугор);
суставной (поверхность, бугорок);
правый (поверхность, кисть).
Задание 3.Проанализируйте структуру терминов, переведите.
б) передняя ямка, нижняя вена, задняя мышца, верхняя связка, большой рог, малый рог, нижняя поверхность, верхний отросток, заднее сплетение, большое (малое) крыло.
Amat victoria curam. – Победа любит старание.
Debes, ergo potes. – Ты должен, значит можешь.
Dum spiro, spero. – Пока дышу, надеюсь.
Дополнительные упражнения для самостоятельной работы
б) большой каменистый нерв / малый каменистый нерв;
верхняя лобная пазуха / нижняя лобная пазуха;
суставной отросток позвонка;
костная перегородка носа;
малая ягодичная мышца / большая ягодичная мышца;
носовая поверхность верхней челюсти;
короткая мышца мизинца (=наименьшего пальца);
длиннейшая мышца груди (=грудной клетки).
ТЕМА: Основы анатомической терминологии. Структура многословных анатомических терминов.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать признаки прилагательных I—II склонения, III склонения, сравнительной и превосходной степеней; структуру трехсловного анатомического термина; схему построения терминов с согласованным и несогласованным определениями; схему анализа анатомических терминов;
· уметь ориентироваться в структуре многословных анатомических терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные.
· владеть навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.
Вопросы для рассмотрения:
1. Как склоняются прилагательные первой группы и превосходной степени? Какова их словарная форма?
2. Какие окончания имеют прилагательные первой группы и превосходной степени в Nom. еt Gen. Pl.?
3. Как склоняются прилагательные второй группы?
4. Какова словарная форма прилагательных с одним родовым окончанием, чем отличается от словарной формы прилагательных с двумя и тремя окончаниями?
5. Какие окончания имеют прилагательные второй группы в Nom. et Gen. Pl.?
6. Какова словарная форма прилагательных сравнительной степени?
7. Как склоняются прилагательные в сравнительной степени? Какие окончания имеют в Gen. Sg., Nom. et Gen. Pl.?
8. Как отличаются окончания прилагательных второй группы от прилагательных в сравнительной степени в Nom. et Gen. Pl.?
Основные понятия темы: определяемое слово, несогласованное определение, согласованное определение.
1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.
2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск
3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1.Заучите следующие слова в словарной форме:
Существительные I склонения:
columna, ae f столб
fibra, ae f волокно
lamĭna, ae f пластинка
spina, ae f ость
tunĭca, ae f оболочка
vagīna, ае f влагалище
Существительные II склонения:
labium, i n губа
membrum, i n конечность
ostium, i n устье, отверстие
Существительные III скл.:
femur, ŏris n бедро
hepar, ātis n печень
pars, partis f часть
Существительные IV скл.:
genu, us n колено
hiātus, us m щель, расщелина
recessus, us m углубление, карман
Прилагательные I группы:
intermedius, a, um
hepatĭcus, a, um lymphatĭcus, a, um
thoracĭcus, a, um
thyroideus, a, um
tympanĭcus, a, um
Прилагательные II группы:
Задание 2.Проанализируйте структуру терминов, переведите.
ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Систематизация построения многословного анатомического термина. Подготовка к контрольной работе.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать лексический минимум по всему пройденному материалу.
· уметь строить термины с прилагательными в положительной, сравнительной и превосходной степени и переводить их с русского языка на латинский и с латинского на русский.
· владеть навыками определения склонения, рода существительных и групп прилагательных.
Вопросы для рассмотрения: Для систематизации грамматического материала используйте контрольные вопросы, данные в занятиях 2 — 4.
Основные понятия темы: словарная форма существительных, словарная форма прилагательных первой группы, словарная форма прилагательных второй группы, словарная форма прилагательных в сравнительной степени, основа существительного, определяемое слово, несогласованное определение, согласованное определение.
1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.
2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск
3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Как в русском, так и в латинском языке прилагательные могут переходить в разряд существительных. В анатомической терминологии названия кишок относятся к таким существительным, все они являются существительными среднего рода, так как под каждым из них подразумевается существительное intestīnum, i n – кишка.
duodēnum, i n – двенадцатиперстная кишка
jejūnum i n – тощая кишка
ileum i n – подвздошная кишка
caecum i n – слепая кишка
colon i n – ободочная кишка
rectum i n – прямая кишка
NB! intestīnum tenue – тонкая кишка
intestīnum crassum – толстая кишка
Задание 1.Проанализируйте структуру терминов, переведите.
Ligamentum transversum genus; facies articularis capitis costae; facies posterior partis petrosae; arteria transversa cervicis; pars thoracica aortae; arteria ligamenti teretis uteri; vena transversa faciei; vena magna cerebri; sulcus arteriae temporalis mediae; hiatus canalis nervi petrosi minoris; vagina musculi recti abdominis.
Задание 2.Выполните следующие контрольные термины:
Проанализируйте термины, переведите.
1. fossa cranii anterior
2. facies inferior linguae
3. fascia dorsalis pedis
4. crista tuberculi minoris
5. nodus lymphaticus lateralis
6. ligamentum teres hepatis
7. arteria cerebri anterior
8. musculus rectus femoris
9. arteria transversa cerebri
10. vena pulmonalis dextra superior
11. sulcus arteriae temporalis mediae
12. plexus venosus foraminis ovalis
13. musculus rectus capitis posterior maior
1. верхняя грудная артерия
2. задняя глубокая височная артерия
3. круглая связка матки
4. борозда поперечного синуса
5. поперечная артерия лица
6. внутреннее основание черепа
7. глубокая артерия языка
8. колено внутренней капсулы
9. суставная мышца колена
10. тело круглой связки
11. широчайшая мышца спины
12. вена крыловидного канала
13. синус полых вен правого предсердия
Dura lex, sed lex. – Закон суров, но это закон.
Errāre humānum est. – Человеку свойственно ошибаться.
Eruditio aspĕra optĭma est. – Строгое обучение – наилучшее.
Дополнительные упражнения для самостоятельной работы
Основы клинической морфологии зубов: учебное пособие
В настоящем пособии описан морфогенез зубов с учетом его возможных отклонений под воздействием дестабилизирующих факторов, изложены методы изучения морфологии зубов; рассмотрены аномалии развития зубов. Рисунки зубов во всех нормах выполнены с натуральных препаратов. В книге приведен глоссарий.
Оглавление
Введение
Термины международных анатомической и гистологической номенклатур, относящиеся к морфологии зуба
Глава 1. Общая морфология зубов
Глава 2. Методы изучения морфологии зубов
Глава 3. Частная анатомия постоянных зубов
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы клинической морфологии зубов: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Термины международных анатомической и гистологической номенклатур, относящиеся к морфологии зуба
Dentes decidui Молочные зубы
Dentes permanentes Постоянные зубы
Dentes incisivi Резцы
Dentes canini Клыки
Dentes premolares Малые коренные зубы (премоляры)
Dentes molares Большие коренные зубы (моляры)
Dens serotinus Зуб мудрости
(Molaris tertius) (Третий моляр)
Arcus dentalis superior Верхняя зубная дуга
Arcus dentalis inferior Нижняя зубная дуга
Corona dentis Коронка зуба
Cuspis dentalis Острие зуба
Apex cuspidis Верхушка острия
Tuberculum dentale Бугорок зуба
Crista transversalis Поперечный гребешок
Crista triangularis Треугольный гребешок
Corona clinica Клиническая коронка
Cervix dentis Шейка зуба
Radix dentis Корень зуба
Apex radicis dentis Верхушка корня зуба
Radix clinica Клинический корень
Facies occlusalis Поверхность смыкания
Facies vestibularis Вестибулярная поверхность
Facies lingualis Язычная поверхность
Facies contactus Контактная поверхность
Facies medialis (mesialis) Медиальная (мезиальная) поверхность
Facies distalis Дистальная поверхность
Crista marginalis Краевой гребешок
Margo incisalis Режущий край
Cavitas dentis Полость зуба
Cavitas coronalis Полость коронки
Canalis radicis dentis Канал корня зуба
Foramen apicis dentis Отверстие верхушки зуба
Dentinum primarium Первичный дентин
Dentinum peritubulare Перитубулярный дентин
Processus dentinoblasti Отросток дентинобласта
Ramus lateralis Боковая ветвь
Substantia fundamentalis Основное вещество
Linea incrementalis dentinalis Ростковая линия дентина