Что выражает словосочетание и слово
Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются
Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).
Разновидности словосочетаний
Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Следует помнить, что словосочетания могут быть:
- неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
- синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба(какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.
Способы связи слов в словосочетании
Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:
- на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
- на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
- на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).
Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.
Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.
Синтаксический разбор словосочетания
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Пример:
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Отличие словосочетания от сочетания слов
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
- с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.
Что не является словосочетаниями
Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.
Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видеоурок
[spoiler title=»источники:»]
http://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/slovosochetanie-ego-stroenie-i-grammaticheskoe-znachenie
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glavnoe-i-zavisimoe-slovo-v-slovosochetanii.html
[/spoiler]