Меню Рубрики

Что считается словосочетанием в русском языке

Словосочетание: примеры, как определить в предложении

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий дом появление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое Зависимые слова Более информативное предложение
Шёл дождь. дождь (какой?) тёплый Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудный Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

  • Состоит из двух или более слов.

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

  1. Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
  2. О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
  3. Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

  • Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Отличительные признаки словосочетания

  1. Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
  • будут знать – глагол в будущем времени;
  • пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
  • более сильно – наречие в сравнительной степени;
  • самый известный – прилагательное в превосходной степени.

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

  • Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
  • Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
  1. Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
  • садом (каким?) цветущим
  • отправились (куда?) на прогулку
  • работал (как?) молча

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемое небо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложения хотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

  • значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
  • структура (простые и сложные);
  • способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

  • лепить из пластилина
  • зимний пейзаж
  • смотреть внимательно

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

Простые Сложные
серая река серая от дождя река
идти по тропинке идти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобиль Мишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто брата надеть пальто
старое пальто
пальто брата

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

  • именными частями речи;
  • глаголами;
  • наречиями.
Группы Главное слово Примеры
Именные Имя существительное тема урока, свежие овощи
Имя прилагательное слишком нерешительный, тяжело больной
Имя числительное три апельсина, семеро козлят
Местоимение некто неизвестный, что-то умное
Глагольные Глагол выполнять просьбу, искусно шить
Деепричастие увидев друга, зная ответ
Причастие сработанный мастером, громко певший
Наречные Наречие очень далеко, совсем непонятно

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

  • В теплице поспело четыре огурца .

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

  • В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

  1. Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
  • Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
  • Отмерьте полтора метра верёвки.
  • Принеси дедушке стакан воды.
  1. Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
  • Что-то из приготовленного придётся оставить.
  • Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
  • Кто из учеников не решил задачу?
  1. Со значением совместного действия.
  • Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
  • Папа с мамой опять помирились.
  • Петя с другом сделали модель самолёта.

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

  • Жили-были старик со старухой .

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

  • Старик со старухой не посоветовался .
  1. Составные формы сказуемого.
  • Буря начала стихать .
  • Марина собирается стать художником .
  1. Нечленимые названия.
  • Нижний Новгород празднует День города.
  • Театр поставил «Бориса Годунова».
  1. Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
  • Николай оказал коллеге медвежью услугу.
  • Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
  1. Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
  • Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
  • Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
  • Малыш в пушистой шубке тянул санки.

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

  • в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
  • чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

  • Поют фальшиво;
  • Научился летать.
Вид связи Признаки Зависимое слово Примеры
Согласование При изменении главного слова изменяется зависимое:

диких животных.

Отвечает на вопрос «какой?»:
прилагательное полная луна
причастие сданный зачёт
местоимение наш двор
порядковое числительное седьмой этаж
Управление При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечаешь собеседнику.

Существительное или выполняет функции существительного. крылья бабочек

лечить больных

Примыкание Зависимое слово неизменяемо. наречие виден издалека
деепричастие читать лёжа
инфинитив умею рисовать

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

  1. Выражает законченную мысль:
  • Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
  • Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
  • Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
  1. Имеет грамматическую основу:
  • Сегодня полнолуние . – полная луна.
  • С самого утра подморозило . – крепко сковать.
  1. Может состоять из одного слова:
  • Мороз ! – крепкий мороз.
  • Рассвело . – почти рассвело.
  • Холодно . – холодно взглянул.
  1. Допускает использование сочинительной связи:
  • Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
  • Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
  • Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

  1. Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
  2. Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
  3. Найти, к какому слову оно относится.
  4. Связать главное и зависимое слово вопросом.
  5. Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.

Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.

  1. Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
  2. Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
  3. Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
  4. Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
  5. Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
  6. Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
  7. Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
  8. Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски или толь­ко по смыслу.

Узнаем, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, чем сло­во­со­че­та­ние отли­ча­ет­ся от предложения.

Понятие о словосочетании

Словосочетание состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва. Главным явля­ет­ся то сло­во, от кото­ро­го ста­вит­ся вопрос к зависимому:

  • крас­ная роза — роза (какая?) красная;
  • плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
  • рука­ва реглан — рука­ва (какие?) реглан.

Уточним, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском языке.

Словосочетание назы­ва­ет пред­ме­ты, явле­ния, дей­ствия и их при­зна­ки более точ­но, деталь­но, кон­крет­но, чем одно слово.

Сравним:

  • сест­ра — род­ная сестра;
  • идти — идти по тропинке;
  • юбка — юбка в клетку.

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ет закон­чен­ной мыс­ли и поэто­му не име­ет инто­на­ции сооб­ще­ния. Основной еди­ни­цей обще­ния людей явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Предложение — это более круп­ная еди­ни­ца речи. Она име­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву, состо­я­щую из под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Это сло­во­со­че­та­ния, в кото­рых одно сло­во зави­сит от дру­го­го и толь­ко. Словосочетание не может пере­дать сооб­ще­ние о чем-либо, выра­зить прось­бу или офор­мить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объ­еди­ня­ясь по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для предложения.

Белые обла­ка плы­вут по сине­му небу.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся закон­чен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет пред­мет речи (обла­ка плы­вут).

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски с помо­щью окон­ча­ния, окон­ча­ния и пред­ло­га, например:

  • светл ая ком­нат а
  • тан­цу ешь в зал е
  • ид ешь у озер а .

Только по смыс­лу свя­за­ны сло­ва в словосочетаниях:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неизменяемым:

  • наре­чие (мед­лен­но, долго)
  • неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла (побе­дить)
  • дее­при­ча­стие (взды­хая).

Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву толь­ко по смыслу.

Запомним, что под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , кото­рые явля­ют­ся глав­ны­ми и рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, не состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние.

Посмотрите видео, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся, что такое словосочетание:

Виды словосочетаний

Словосочетание по сво­е­му стро­е­нию и зна­че­нию быва­ет раз­ным. Оно может быть постро­е­но из суще­стви­тель­но­го (глав­ное сло­во) и при­ла­га­тель­но­го (зави­си­мое сло­во) и обо­зна­ча­ет пред­мет и его признак:

В сло­во­со­че­та­нии глав­ным сло­вом может быть гла­гол , а суще­стви­тель­ное — зави­си­мое сло­во. Такая пара слов обо­зна­ча­ет дей­ствие и пред­мет, кото­рый с ним связан:

  • купать (кого?) щенка
  • бро­шу (что?) палку
  • нари­су­ем (что?) дом
  • отпра­вить (что?) посылку
  • накор­мить (кого?) котёнка
  • убрать (с чего?) со стола
  • при­во­дить (во что?) в школу
  • опла­тить (что?) проезд
  • пой­ти (на что?) на ярмарку
  • вер­нуть­ся (во что?) в среду.

От гла­го­ла зави­сит наре­чие в этих словосочетаниях:

  • быст­ро про­чи­тать — про­чи­тать как? быстро;
  • ска­зать сго­ря­ча — ска­зать поче­му? сгоряча;
  • посту­пить назло — посту­пить с какой целью? назло;
  • рано встать — встать когда? рано;
  • дви­гать вверх — дви­гать куда? вверх.

Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем

2 слова, одно главное, второе – зависимое.

Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.

Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.

Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться

Разбираем каждый компонент определения.

Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.

Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.

Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.

«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.

«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.

Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?

Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.

Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.

Что не является словосочетанием

Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.

Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.

Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.

Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».

Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.

Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.

Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.

Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.

Типы словосочетаний по главному слову

Три типа: именные, глагольные, наречные.

Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).

Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).

Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).

Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.

Виды связи слов в словосочетании

Их три: согласование, управление, примыкание.

Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.

Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.

Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.

Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.

Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.

Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.

Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.

Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)

Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.

Что надо знать про подход Бабайцевой

Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.

Короче, если у вас вот такой учебник:

– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.

Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.


[spoiler title=»источники:»]

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-slovosochetanie.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-slovosochetanie

[/spoiler]

Популярные записи